Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Отключить

Проблемы подросткового возраста

На протяжении всей жизни происходит личностное развитие человека. Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. К внешним и внутренним факторам личностного роста относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде.

Переход от детства к взрослой жизни - главное содержание подросткового возраста. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.

В личности подростка центральным и специфическим новообразованием является возникновения у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Проблемы подростков проявляются с 13 до 16 лет. Основные проблемы подросткового возраста связаны со взаимоотношениями с родителями и со сверстниками.

Психологические проблемы и трудные искания сопутствуют жизни ребёнка в переходный период во взрослую жизнь. Родителям они доказывают свою независимость, со сверстниками выстраивают отношения, вырабатывая новые для себя этические и социальные принципы, познавая мир с ранее неизвестных сторон. С чувством изменённого самосознания приходит индивидуальная и коллективная ответственность, и это сопряжено со многими осложнениями.

Ошибки воспитания детей одна из самых распространённых психологических причин, которые нельзя назвать болезнями в общепринятом смысле, но они сродни им. Часто они приходят помимо воли ребёнка, и когда ему больше всего хочет понимания и поддержки, вместо них получает осуждение и давление.

Подростковый возраст начинается в 11-12 лет. У ребенка происходит перестройка организма – половое созревание, у всех этот период разный.

Модель поведения ребёнка в этом возрасте зависит от типа его характера, общества, которое его окружает, образа жизни, материального достатка, состава семьи и многих других.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Хорошо, если он удовлетворён настоящим и при этом устремлён в будущее. Но так происходит не всегда. В современном обществе распространены ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, противоправное поведение…

Изолированность, отсутствие понимания в семье и школе, встреча с ассоциальной группой или сверстниками приводят к социальным проблемам. И главными причинами являются: неудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками, недостаточная загруженность реальными делами, желание утвердить и выделиться, протест против существующих в обществе норм и правил, протест против группы, для которой ты ничего не значишь.

Подростку легче всего удаётся общаться со сверстниками, а если это не так, ребёнок остаётся глубоко травмирован. Он хочет знакомится, нравиться, делить интересы и нормы симпатичной для него группы, сохранять свою самостоятельность и индивидуальность, без страха выражать свои чувства и высказывать своё мнение. Как можно быстрей подросток стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это поняли. Примером для подражания является активный и успешный человек, нацеленный на достижения. Подросток мечтает и фантазирует, придумывает свои законы и осуждает поведение окружающих его взрослых людей.

Подростки не могут сформулировать, чего на самом деле хотят. В одном человеке может уживаться застенчивость и агрессивность, он тяготеет к крайностям, Сталкиваясь с опасностями, подросток преодолевает трудности и при успешном их прохождении накапливает новый опыт. С развитием осознания он лучше понимает других и постепенно приобретает опору для дальнейшего роста.

Противоречивость подростков — одна из причин конфликтности. В этом возрасте подросток в полной мере начинает понимать категории прошлого и будущего, он открывает, что бытие конечно, и это вызывает у него беспокойство страх. Только осознание своей самостоятельности и индивидуальности внушает ему уверенность. В это время ему важно найти понимание, возможность примирить собственные чувства с настроением окружающих и приспособиться к устоявшимся нормам.

Особенно опасно, когда между ощущением своего идеального «Я» и тем, что есть на самом деле, определяется большая разница.

Кто и что оказывает влияние на подростков? Это родители, сверстники, окружающая среда, средства массовой информации, соблазны.

По этой причине появляются проблемы раннего подросткового возраста и аномального поведения в обществе. Психологи объясняют такую ситуацию отсутствием позитивного отношения к себе, обязательными составляющего которого являются: положительное отношение к другим людям; уверенность в своих силах; чувство собственной значимости как результат общения и деятельности. В противном случае после ошибок в общении подростком заявляется, что он никому не нужен, его не понимают и не любят.

Происходит глобальная перестройка физиологического состояния в подростковом возрасте вместе с психическим взрослением. Пубертат или половое созревание (пубертатный период) – процесс изменений в организме, в ходе которых ребенок взрослеет и становится способным к продолжению рода. Половое созревание запускается с помощью сигналов из головного мозга, которые идут к яичникам. В ответ половые железы вырабатывают различные гормоны, стимулирующие рост и развитие всего организма, в том числе и мозга. У подростка повышается внимание к своему телу, его заботят и тревожат замечания других людей. Он склонен преувеличивать даже незначительные недостатки своей внешности от признанных норм. Любое мнение со стороны окружающих является частью его представления о себе, будь то комплимент или критика.

Конфликты часто связаны с отношением к подростку взрослых людей, чьё мнение влияет на его самооценку. Неловкое, неадекватное и оскорбительное отношение вызывает агрессивное или депрессивное поведение подростка, и которые в некоторых случаях переходят в хронические неврозы.

На формирование самооценки влияют чувство принадлежности к определённой социальной группе и осознание собственной значимости. Принадлежность — это всегда защищённость. Это важное чувство возникает с младенческого возраста, и в период взросления проверяется на прочность, перестраиваясь. Чувство собственной значимости укрепляет одобрение со стороны окружающих и компетентность в какой-либо области деятельности.

Родителям и педагогам важно знать о значении самооценки для подростка и о последствиях её нарушения. Низкая самооценка может быть результатом перенесённого насилия, неправильной психологической установки, зависимой от мнения других людей, и равнодушия близких. Ребёнку весь мир может казаться враждебным социальные проявления, он всё воспринимает как угрозу своей безопасности, жизнь предстаёт в чёрном цвете, которые он не пытается исправить. Он не умеет выстраивать отношения, стесняется своего внешнего вида и склонен к осуждению других. Адекватная самооценка делает человека доверчивым и доброжелательным к миру. Трудности для него — это возможность роста. Он уверен, что не будь его, мир станет хуже. Формирование самооценки — длительный процесс, в деле её становления участвуют и родители, и педагоги.

Подростки стремятся измениться, но совершать поступки, свойственные взрослым, в силу своего несовершеннолетия не могут. Секс — самое доступное средство для самоутверждения, всё остальное пока закрыто, и подростки чувствуют себя обделёнными. Бессознательно они ощущают несправедливость и готовы к вспышке гнева в любой момент. Причина вспыльчивости — изменения гормонального фона организма, состояние которого можно сравнить с предменструальным синдромом. Практически все подростки очень раздражительны

С конфликтом ребёнка и общества связаны состояния - отчуждённость и необщительность. Оценку себя и своего поведения со стороны других он воспринимает как бесспорную характеристику, не учитывая, что его сверстники или взрослые из его окружения могут быть необъективными или безжалостными. Ребёнок чувствует себя изгоем и, не ощущая поддержки, постоянно находит подтверждения. Это заставляет ребёнка прятаться и искать защиты, чтобы не получить очередную психологическую травму. Отчуждение подростков проявляется в

игнорировании взрослых. Оценку, навязанную со стороны сверстников, педагогов и родителей, в этом возрасте чрезвычайно трудно изменить. Приспособленчество и беспринципность заставляет подростка быть таким, как принято в его группе или его окружении, стремление быть модным. Порой он боится быть не таким как все и отстать от правил группы, к которой принадлежит. Такое настроение делает ребёнка зависимы от сверстников, а на расстоянии от них чувствует себя неуютно. Приспосабливаясь, подросток может делать то, что является вредным и противозаконным.

Под влиянием окружения формируется конформизм подростков, законов группы. В ответ на групповое давление у человека возникает особая форма поведения, а именно – подчинение группе, согласие с мнением большинства, непротивление группе.

Чтобы этого не произошло, важно для ребёнка уметь сказать «нет» тому, что ему повредит. Для этого нужны мужество и уверенность. Он должен знать, что умение сказать «нет» это круто и достойно уважения. Тот, кто умеет отстаивать свою позицию, чаще всего является лидером. Стоит подростку отказать хотя бы один раз, у него растёт уверенность в своих силах.

Вредные привычки – начиная с курения, употребления алкогольсодержащих веществ и ПАВ. О вреде наркотиков и пагубных последствиях употребления знают все, однако, проблема остаётся. Ребёнку трудно отказаться, если этим занимаются все, кого он считает своими друзьями. Ему кажется, что, отказавшись, его будут считать чужим. Ради уверенности и стабильности своего положения в группе сначала подросток пробует наркотики и после этого не может остановиться.

Протест подростков выливается в осуществлении запрещенных действий. Наркозависимость в этом возрасте особенно опасна потому, что часть мозга, определяющая креативную направленность деятельности, недостаточно сформирована. Наркотики останавливают его развития и реанимировать способность к творчеству впоследствии без медикаментозных средств крайне трудно.

Наркомания подростков — способ проявления протеста. В подростковом возрасте ребёнок пересматривает свою шкалу ценностей принимает те, которые помогают ему войти в новый этап жизни. В идеале со временем ребёнок социализируется, его цели становятся более осознанными и направленными на всеобщую пользу.

Возникновение у подростка положительных нравственных идеалов является необходимым, а может быть даже и решающим условием воспитания вообще. И, наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные препятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут приниматься подростками, поскольку они расходятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале.

Список литературы

1. Кон И. С. «Психология старшеклассника»: Пособие для учителя - М. Просвещение. 1980

2. Лисина М.И. «Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии», М, 1978

3. Мадорский Л.Р., Зак А.3. «Глазами подростков», Книга для учителя М. Просвещение, 1991

4. Миславский Ю. А. «Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте» - М., Педагогика, 1991

5. Мудрик А.В. «Общение как фактор воспитания школьников», М. Педагогика, 1984

6. «Психология современного подростка» под редакцией Д.И.Фельдштейна - М. Педагогика, 1987

Социальный педагог