Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Отключить

О том, что такое мисселинг, и почему нужно его остерегаться

На слуху новый термин «мисселинг». Звучит устрашающе. На деле так и есть.
Сейчас жалобы на мисселинг (действия продавца, вследствие которых производится некорректная продажа продукта или услуг) занимают первое место по количеству обращений в Банк России.
Мисселингом называются недобросовестные продажи финансовых продуктов, лишающие потребителя права на полную и достоверную информацию о его приобретении.
«Недоговаривают» по-разному. Например, при получении уже одобренного кредита в банке могут настоятельно «рекомендовать» к подписанию договор страхования, о котором ранее речи не шло. При оформлении платежной карты «забывают» упомянуть, что ее обслуживание будет бесплатным ограниченное время. Также продавцы финансовых услуг зачастую умалчивают о рисках, идут на разные е уловки. Из-за такого недобросовестного поведения у потребителя теряется доверие ко всем финансовым услугам, в том числе и честных организаций.
В основе проблемы – неграмотность, наивность и невнимательность. Помните, чтобы защититься от мошенничества, нужно внимательно изучать договоры, которые вы подписываете. А если говорят, что подписать договор нужно срочно, это уже повод насторожиться.
Как показывает практика, жертвами мисселинга чаще становятся те клиенты, которые хотят разместить денежные средства во вклад. Недобросовестные банковские консультанты под видом «вкладов с повышенной доходностью» предлагают им иные продукты, не раскрывая всех рисков и особенностей их использования. В подобных случаях банки выступают в качестве страховых агентов, предлагающих клиентам услуги инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Обычно граждане обнаруживают подмену только тогда, когда хотят досрочно вернуть размещенные сбережения.
Также из обращений потребителей в Банк России регулятор отмечает еще один вид мисселинга: вместо договоров вклада людям предлагаются облигации, иные ценные бумаги или комбинированный договор (часть – на вклад, часть – на инвестиционное страхование). И продавцы при этом вовсе не горят желанием подробно и точно объяснять особенности и риски такого продукта.
Поэтому Банк России рекомендовал кредитным организациям, используя специально разработанную форму, информировать потребителей о существенных особенностях предлагаемых финансовых продуктов. Положения по качественному информированию клиентов закреплены в требованиях к базовым стандартам по защите прав потребителей финансовых услуг, которые разрабатываются также для некредитных финансовых организаций.

Отделение по Костромской области
Главного управления Банка России
по Центральному федеральному округу
Телефон: (4942) 62-71-63