Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Отключить

Юраш Алексей Николаевич

IV Всероссийский научно-методический семинар
«Эколого-образовательные проекты как средство социализации подрастающего поколения» (г. Санкт-Петербург)

Социализация личности студента через организацию участия в экологической работе

Доклад А.Н. Юраш,
заведующий химико — аналитическим отделением
ФГОУ СПО «Костромской энергетический техникум имени Ф. В. Чижова»

Цель: презентовать систему экологической работы в Костромском энергетическом техникуме им. Ф.В.Чижова как компонента деятельности по социализации личности студентов.

Темы:
  • Реализация программы экологической работы в Костромском энергетическом техникуме имени Ф. В. Чижова
  • Результаты и перспективы использования экологической и природоохранной работы в социализации личности студентов

Наличие экологической культуры у личности является в современном обществе одним из основополагающих показателей существования сформированной гражданской позиции в отношении ответственности не только к природной, но и социальной среде. Целенаправленная система экологического образования является основным средством формирования экологического сознания. Экологическая ответственность, безусловно, связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение прогнозировать как ближайшие, так и отдаленные последствия своих действий в отношении к окружающему миру, критическое отношение к себе и другим. Выполнение этических установок, связанных с отношением к природе, предполагает наличие определённых моральных установок, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Как правило, выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки).

Согласно Программе мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за № 137, Министерства образования культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ утвердили национальную программу экологического образования в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ и студентов ССУЗов и ВУЗов любых специальностей: подготовке специалистов по экологии и охране окружающей среды, способных решать вопросы природопользования в различных отраслях в условиях рыночной экономики. В программе экологического образования и воспитания указано на необходимость разработки кадастра экологических специальностей, учебных планов и рабочих программ, позволяющих учащимся и студентам приобрести специальные экологические знания, необходимые для активной самостоятельной работы в данной области.

Программа «Экология»

Реализация программы «Экология» является одним из перспективных направлений работы, позволяющей актуализировать деятельность по охране окружающей среды и вовлечение в неё студентов учреждений среднего профессионального образования

Актуальность программы

Экологическая культура — сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. С принятием закона РФ «Об образовании» и «Об охране окружающей среды» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования, одним из звеньев которого является формирование экологической культуры у учащихся учреждений среднего профессионального образования.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, представление основ научно-теоретических знаний о природной среде и законах её развития.

Цель: формирование экологически грамотной личности студента, со сложившейся позитивной гражданской позицией в отношении к необходимости рационального использования природных ресурсов.

Задачи программы:
  • обмен опытом научно-практической работы студентов в области экологии;
  • создание условий для овладения студентами техникума избранной профессией;
  • развитие моделей и форм вовлечения студентов в деятельность по изучению и улучшению экологической среды;
  • создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала студентов.
Принципы реализации
  • Принцип субъектности воспитания;
  • Принцип выбора;
  • Принцип творчества и успеха;
  • Принцип доверия и поддержки;
  • Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
  • Принцип учета сензитивных периодов развития;
  • Принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности;
  • Принцип ампликации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;
  • Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
  • Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  • Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • Принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
  • Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
  • Принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности
Основные направления по достижению поставленной цели, которые предполагается реализовать через мероприятия:
  • формирование у студентов экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиций охраны окружающей среды;
  • на внедрение форм и технологий экологического просвещения студентов;
  • на внедрение эффективных программ развития экологической компетентности студентов.

Ведущими видами деятельности в реализации программы станут:

  • Учебная деятельность (учебные дисциплины, спецкурсы, авторские курсы, факультативы);
  • Воспитательная деятельность (участие в культурно-досуговых и массовых экологических мероприятиях, просветительская деятельность)
  • Внеурочная деятельность (экскурсии на предприятия, конкурсы профессионального мастерства и др.);
  • Практическая деятельность (учебная, производственная практика, преддипломная практика, работа в экологических отрядах, ССО и др.);
  • Научно — практическая деятельность (участие в конкурсах, фестивалях, выставках и др.).

Программа рассчитана:
  • на 4 года обучения (для поступающих на базе 9 классов),
  • на 3 года обучения (для поступающих на базе 11 классов обучения),
  • на 2 года (для поступающих на базе 11 классов по специальностям «Менеджмент в энергетике» и «Экономика и бухгалтерский учет»).
Реализация программы:
  • 1 и 2 курсы: Вовлечение студентов в экологическую и природоохранную работу через участие в работе экологических отрядов, природоохранных акциях, конкурсах, олимпиадах;
  • 3 курсы: Развитие профессиональных компетенций через разработку исследовательских экологических проектов и систему учебных полевых практик;
  • 4 курсы: Осуществление проектно — исследовательской деятельности.

Одной из форм работы со студентами в нашем техникуме является проектная деятельность. В 2004-2005 учебном году коллектив преподавателей совместно со студентами создали и реализовали эколого-образовательный проект «Мир через призму науки».

Цель проекта: Социализация личности студентов техникума через развитие системы эколого-образовательной и просветительской деятельности.

Задачи проекта:
  1. Формировать систему взглядов на отношение «Человек- природа».
  2. Формировать экологическую культуру студентов и преподавателей.
  3. Мотивировать педагогический и студенческий коллективы на самообразование.
  4. Повышать педагогическое мастерство преподавателей и развивать творческий потенциал студентов.
Ожидаемый результат:
  1. Качественное освоение разделов образовательной программы, направленных на изучение основ экологической безопасности.
  2. Вовлечение студентов в исследовательскую и просветительскую деятельность.
  3. Создание материальной и информационной базы для дальнейшего развития эколого-образовательной программы.
  4. Освоение новых образовательных методик в ходе реализации проекта.
Направления работы проекта:
  1. Образовательное
  2. Информационно-методическое
  3. Исследовательское
  4. Просветительское
  5. Профориентационное
  6. Культурно — досуговое

Каждое направление решает свои задачи и наполнено мероприятиями, соответствующими психофизиологическим особенностям студентов. Проект охватывает студентов с первого по четвертый курс.

Достоинства проекта:
  1. Проект имеет определенные этапы с системой диагностики по итогу.
  2. Общая схема работы предполагает активное участие студентов в различных видах и формах деятельности.
  3. Накопленный материал и опыт работы позволяют сформировать программу экологической направленности, входящую в состав программы развития техникума.
Практический результат:
  1. Увеличение числа студентов, участвующих в мероприятиях внутри техникума.
  2. Расширение круга конкурсов разного уровня, где имеется результативное участие (призовые места, дипломы, сертификаты).
  3. Пополнение музея экспонатами с выставок и конкурсов.
  4. Пополнение информационными материалами сайта техникума.
  5. Разнообразие применяемых форм работы со студентами.
  6. Развитие направления НОС(научное общество студентов) «Мониторинг природных систем родного края».
В качестве результата реализации программы являются следующие показатели выпускника Костромского энергетического техникума:
  • Физически и психически здоровая личность, осознанно ведущая здоровый образ жизни, личность, способная нести ответственность перед собой и обществом;
  • Квалифицированный специалист, профессионал, конкурентно способный на рынке труда, готовый к профессиональному росту, способный к профессиональной самоактуализации и самореализации;
  • Творческая личность с развитыми индивидуальными способностями, готовая к самосовершенствованию и саморазвитию;
  • Личность с сформированным гуманистическим мировоззрением, развитыми нравственными качествами и эмоциональной сферой, признающая общечеловеческие ценности, владеющая навыками культуры поведения и культуры общения;
  • Социально-активная личность, гражданин общества, страны, мира, сознательно соблюдающий этические и моральные нормы, юридические законы, уважающий права и свободы других людей.