Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Отключить

Использование системы дистанционного обучения Moodle в учебном процессе техникума

В учебном процессе техникума на ряду с традиционными средствами обучения используется и ЭУМК. И на момент перехода на Moodle в учебном процессе использовались сотни различных электронных учебных изданий (ЭУИ): учебников, учебных пособий, лабораторных практикумов, методических указаний, тестов и т.д. Переход от комбинированных технологий ДО (выдача учебных материалов на компакт-дисках, сдача лабораторных, контрольных работ и консультации с преподавателем по e-mail) к сетевому привело к использованию программной среды Moodle.

Эта обучающая среда Moodle стала на сегодняшний день одной из наиболее популярных систем поддержки учебного процесса дистанционного образования. Важнейшими преимуществами среды дистанционного обучения (СДО) Moodle, обеспечивающими её широкую востребованность, являются бесплатность, открытость, мобильность, переносимость, расширяемость, широкая распространенность и т.д.

Особенно привлекателен этот подход по динамичным, быстро развивающимся дисциплинам, когда важно дать студентам не только (часто и не столько) некую каноническую классификацию объекта изучения, но и познакомить их с последними публикациями и свежими мнениями экспертов по изучаемому предмету. Использование Moodle позволяет широко использовать тренировочное тестирование, осуществлять предварительную сдачу контрольных и лабораторных работ. Кроме того, посредством форумов или личных сообщений студенты могут получить консультацию преподавателя по интересующим их вопросам. Такой подход очень удобен и для студентов, т.к. позволяет им значительно экономить время и силы, получать более индивидуальный подход при обучении.

(на слайде:

Moodle – система создания и управления курсами – свободно распространяемое программное обеспечение, разработанное на основе педагогических принципов, позволяет эффективно организовать дистанционный образовательный процесс.

http://moodle.org/ - можно скачать оболочку

Слово Moodle – на самом деле акроним словосочетания: Modualr object-Oriented Dynamic Learning Environment (Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая оболочка), в начале буква «M» расшифровывается как «Martin», по имени создателя оболочки Martin Dougiamas.

Система дистанционного обучения «Moodle» содержит широкий выбор инструментов по созданию, улучшению и сопровождению курсов и их эффективности. В ней каждый преподаватель имеет возможность подобрать для своей дисциплины необходимые для него инструменты для организации учебного процесса.)

В учебном процессе техникума данная оболочка используется в качестве
К основным особенностям системы Moodle относятся:
Moodle предоставляет преподавателю широкие возможности по размещению и актуализации учебно-методического обеспечения образовательного курса, инструментарий для дистанционного консультирования обучаемых посредством форумов, возможность регулярного мониторинга работы слушателей с помощью просмотра статистики посещений и работы с СДО. Для приема контрольных и курсовых работ на проверку широко используется элемент курса «Задание», к которому студенты прикрепляют файлы с выполненной контрольной или курсовой работой. Система тестирования СДО Moodle обеспечивает наглядность представления материала о результатах тестирования, возможность формирования сводных отчетов, сопоставления итогов, использования графических инструментов для их визуализации.

  • Система спроектирована с учётом достижений современной педагогики с акцентом на взаимодействие между учениками.
  • Может использоваться как для дистанционного, так и для очного обучения.
  • Имеет простой и эффективный web-интерфейс.
  • Дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется.
  • Студенты могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты.
  • Каждый пользователь может указать своё локальное время, при этом все даты в системе будут переведены для него в местное время (время сообщений в форумах, сроки выполнения заданий, т.д.).
  • Поддерживаются различные структуры курсов: «календарный» - в виде списка тем, разбитых по конкретным датам обучения, «тематический» - в виде списка с пронумерованными темами.
  • Каждый курс может быть дополнительно защищен с помощью кодового слова.
  • Изменения, произошедшие в курсе со времени последнего входа пользователя в систему, могут отображаться на первой странице курса.
  • Почти все набираемые тексты (ресурсы, сообщения в форум, записи в тетради...) могут редактироваться встроенным RichText редактором.
  • Все оценки (из Форумов, Рабочих тетрадей, Тестов и Заданий) могут быть собраны на одной странице (либо в виде файла).
  • Доступен полный отчет по вхождению пользователя в систему и работе, с графиками и деталями работы над различными модулями (последний вход, количество прочтений, сообщения, записи в тетрадях).
  • Возможна настройка E-mail - рассылки новостей, форумов, оценок и комментариев преподавателей.

Контроль учебной деятельности играет также большую роль для эффективности процесса обучения и позволяет учителю вовремя проводить коррекцию в зависимости от выявленных «слабых мест». Система дистанционного обучения Moodle располагает инструментом для контроля знаний, который обладает следующими функциональными возможностями:

  • Автоматический контроль результатов тестирования (при определенных настройках, во время создания теста, преподаватель может самостоятельно определить необходимость просмотра учащимися результатов, или наоборот не отображать их)
  • Возможность корректировки и оценивания выполненных заданий, упражнений, рефератов, эссе, проектов (преподаватель имеет возможность прокомментировать каждый ответ учащегося при проверке (например, оставить свои замечания) для того чтобы студент понимал за что ему поставили такое количество баллов или оценки)
  • Обеспечение быстрой обратной связью (после проверки заданий, студент также как и учитель может узнать результаты выполненной работы)
  • Анализ учета потребностей обучающихся, основанных на результатах анкет и опросов.
  • Формирование протоколов-отчетов об выполненных заданиях, практических работах.
  • Для каждого задания преподаватель может создать свою шкалу оценок, например, стандартную (5-ти бальную, 100 балловую, зачет не зачет и др) и оценивать результаты работ учащихся по своему усмотрению.

Выводы:

  • Формирование базы электронных учебных материалов для перехода к открытому образованию
  • В будущем техникум планирует перейти на заочную форму с использованием СДО

Не смотря на все плюсы:

  • качество учебной информации, широкие возможности, комплексное воздействие;
  • постоянная обратная связь, сокращение рутинных действий;
  • отработка практических умений и навыков, широкий вычислителный эксперимент;
  • искусственный интеллект;
  • другие…

есть и минусы ДО:

  • отсутствие практики речевого диалога; (например для иностранных языков, культура речи)
  • индивидуализм, свёртывание социальных контактов, общения и взаимодействия;
  • проблема перехода от мысли к действию;
  • «соблазн» следования ссылкам, отвлекающий от главного;
  • ереинформатизация, перенасыщенность мультимедиа;
  • виртуализация, отсутствие реального опыта;
  • воздействие на здоровье

(дополнительно:
В системе ДО Moodle имеется богатый набор модулей-составляющих для курсов:

Чат—механизм синхронного общения, позволяющий обмениваться сообщениями в реальном времени
Опрос—форма для голосования, чтобы определить общественное мнение по тому или иному вопросу.
Форум—обмен информацией между всеми участниками процесса ДО, представляет ученикам больше времени для подготовки ответов и его так же можно использовать для проведения дискуссий.
Глоссарий—формирование списка определений, наподобие словаря
Рабочая тетрадь (Задание) —состоит из множества различных заданий, созданных в рамках учебного курса и собранных в одну интерактивную тетрадь. Ответы в виде текста.
Урок (Лекция) —преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Он основан на ответах учеников, где каждый правильный ответ открывает новую страницу информации и новый вопрос, ответ на который, в свою очередь, выполняет переход на следующую страницу урока.
Тест—состоит из различного типа вопросов, добавленных из вопросной базы. Вопросная база может состоять из вопросов различного типа: с одним вариантом ответа, с множеством вариантов ответов, с возможностью вписать свой ответ.
Анкета—бланк вопросов для бора данных о студентах, которые помогут преподавателю узнать больше о группе и на основе этого более эффективно выстраивать свой курс.
Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы или в виде каталога) архивы, презентации, ссылки и др.)

Не смотря на все плюсы:

  • качество учебной информации, широкие возможности, комплексное воздействие;
  • постоянная обратная связь, сокращение рутинных действий;
  • отработка практических умений и навыков, широкий вычислителный эксперимент;
  • искусственный интеллект;
  • другие…

есть и минусы ДО:

  • отсутствие практики речевого диалога; (например для иностранных языков, культура речи)
  • индивидуализм, свёртывание социальных контактов, общения и взаимодействия;
  • проблема перехода от мысли к действию;
  • «соблазн» следования ссылкам, отвлекающий от главного;
  • переинформатизация, перенасыщенность мультимедиа;
  • виртуализация, отсутствие реального опыта;
  • воздействие на здоровье.

Смирнова Наталия Витальевна, ведущий специалист – системный администратор, преподаватель информационных дисциплин