В настоящее время активно развиваются и внедряются в учебный процесс дистанционные образовательные технологии, обеспечивая принципиально новые возможности в доступе к образовательным информационным ресурсам, в организации управления образовательными процессами, в актуализации образовательных ресурсов и управления ими, в организации новых форм образования. В ФГОУ СПО «КЭТ им. Ф.В.Чижова» используется система электронного обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда; http://moodle.org/), с помощью которой создаются электронные УМК по различным дисциплинам. С 2009-2010 учебного года мною создаётся электронный УМК по дисциплине «Электрические сети».
Система электронного обучения Moodle позволяет создавать законченные лекционно-практические курсы с нелинейной навигацией, оснащенные мультимедийными и интерактивными средствами. Система насыщена большим количеством ресурсов, которые позволяют использовать загруженные на сервер готовые файлы, или создавать их непосредственно в Moodle, а также использовать ссылки на внешние Web-страницы. Все это расширяет спектр создаваемых информационных образовательных продуктов. Учебные курсы могут быть насыщены разнообразными элементами, такими как: анкета, вики-страницы, глоссарий, задание, лекция, опрос, пояснение, семинар, тестовые задания.
Важным компонентом информационной образовательной среды, создаваемой на основе Moodle, является коммуникативность, что делает её эффективным средством общения. Учащиеся могут общаться со своими преподавателями, а также между собой, используя: форум, чат, электронную почту, обмен вложенными файлами и личными сообщениями. Возможности Moodle позволяют реализовать все основные механизмы общения: перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга), интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия) и коммуникативный (отвечающий за обмен информацией).
На сегодняшний день в образовательном учреждении ФГОУ СПО «КЭТ им. Ф.В.Чижова» дистанционного обучения (ДО) как одной из форм получения образования нет, но используются его отдельные элементы. Поэтому внедрение системы электронного обучения Moodle является перспективой перехода к дистанционному обучению по дисциплинам не технического цикла. Для студентов технических специальностей больше подходит внедрение электронных УМК по мере изучения дисциплины.
При проектировании учебного курса я использовала модульный принцип построения контента, а в качестве элементов курса мной выбраны: лекция, тест самоконтроля, практическое занятие, диагностический тест, контрольная работа. Наполняя эти элементы учебным материалом, я пытаюсь предусматривать разнообразные интерактивные формы ученической деятельности, чтобы создать интерес к обучению и ощущение постоянной поддержки со стороны преподавателей и системы в целом.
Используемая мной модель построения учебного процесса с применением СДО Moodle - это модель «Смешанное обучение». Структурно данная модель напоминает «Дистанционное обучение», но дополняется очным общением преподавателя с учащимися по строго определенному расписанию. Сроки выполнения всех видов учебной деятельности регулируются преподавателем.
Основной структурной единицей курса является учебный модуль.
Каждый учебный модуль включает в себя лекции, объединенные общей тематикой. После лекции учащийся может пройти тренинг, который помогает сконцентрировать внимание учащегося на самых важных моментах лекции. От обычного теста тренинг отличается тем, что ко всем ответам (правильным и неправильным) дается комментарий преподавателя, что позволяет учащемуся не только увидеть ошибки, но и исправить их, поняв причину, по которой они совершены.
Следующий вид деятельности учащегося в образовательной среде - это тест самоконтроля (ТСК). Он состоит из 10 вопросов и ограничен по времени 10-15 минутами. Он предназначен для закрепления лекционного материала на уровнях усвоения «узнавание» и «воспроизведение».
Практические занятия нацелены на закрепление теоретического материала и его практическое использование в реальных условиях. В каждом практическом занятии можно выделить две части: семинар и практикум. Семинар предназначен для обсуждения теоретического материала. Общение участников возможно как в режиме on-line с использованием чатов, так и в режиме off-line на основе форумов различного типа и списков рассылки.
Практикум предполагает самостоятельную и групповую работу учащихся по выполнению упражнений, практическому применению знаний. По моему мнению, практические занятия - это самый сложный и в то же время ключевой элемент дистанционного обучения, требующий особого профессионализма как на этапе создания, так и во время проведения занятий.
В течение учебного модуля учащемуся предлагается выполнить тематический тест, охватывающий материал модуля в целом. Тест включает в себя более сложные задания по сравнению с тренингом и ТСК. Он содержит задания с выбором ответа и задания с кратким конструируемым ответом и предназначен для проверки усвоения учебного материала на уровне «применение».
Контрольную работу учащиеся выполняют по тематике определенного модуля. Она состоит из заданий повышенного и высокого уровня сложности с неконфигурируемым ответом. Учащиеся предоставляют подробные решения в электронном виде либо в формате Word, либо как сканированный рукописный текст. В любом случае, каждый учащийся получает в удобной для себя форме подробную рецензию и эталонный вариант решения контрольной работы.
В процессе выполнения заданий учащиеся могут общаться между собой на форумах (общем и частных), чатах и обмениваться личными сообщениями или вложенными файлами. Такие же возможности существуют для личного или группового общения с преподавателем. Получив эталонное решение, учащиеся имеют возможность его прокомментировать или обсудить, сделать свои замечания, задать вопросы друг другу и преподавателю.
Применение СДО Moodle в очном обучении может существенно повысить качество образования, особенно на профильном уровне, предполагающем значительную самостоятельную работу учащихся. Использование ресурсов информационной образовательной системы позволяет поднять эффективность студенческой деятельности на этапе подготовки к занятию, во время и после его проведения. На достижение максимального эффекта должны согласованно работать три фактора: увеличение времени активной деятельности учащегося, рост производительности учебной деятельности, изменение характера учебной деятельности в сторону самостоятельного добывания знаний и интеллектуальных умений.
Преподаватель получает возможность во время занятий сосредоточиться на творческих заданиях, развивающих ключевые компетенции, автоматизировать рутинную часть своей работы, отслеживать, корректировать и стимулировать деятельность каждого учащегося в реальном масштабе времени. В частности, при работе учеников с лекцией преподаватель видит, была ли она прочитана, открывал ли ученик файлы с дополнительными материалами, как он отвечал на контрольные вопросы внутри лекции, как выполнил тренинг. Эта статистика приводится не только по каждому учащемуся, но и по группе в целом, что позволяет сразу увидеть и обсудить возникающие проблемы и типичные ошибки.
Тест самоконтроля может выполняться в аудитории, поскольку не требует много времени для своего проведения. Однако перенесение этого вида работы в дистанционный режим предоставляет дополнительный резерв времени. Тематический тест учащиеся скачивают самостоятельно и выполняют в режиме off-line и затем вводят ответы в систему. Преподавателю нет необходимости тратить свое время на проверку тестов, он автоматически получает подробный анализ. Важно отметить, что все варианты заданий теста по данной теме выполнены на основании одной спецификации, что делает тест диагностическим и дает преподавателю возможность точной коррекции знаний учащихся.
Использование СДО Moodle уместно как на отдельных этапах проведения занятия так и для комплексного охвата всех этапов учебного занятия.
СДО Moodle можно использовать:
У студентов появляется возможность дополнительной работы с материалами в удобное для них время (в случае болезни или других причинах пропуска учебных занятий, а также при заочной форме обучения).
За каждым учащимся закреплен свой логин и пароль, поэтому при каждом его входе в систему осуществляется регистрация его действий. В электронном журнале ведется учет полученных студентом оценок.
Таким образом, СДО Moodle предоставляет широкий спектр реализации методических возможностей преподавателей и не менее широкий спектр способов получения знаний студентами.
Несмотря на очевидные достоинства СДО Moodle для полноценной реализации процесса обучения в электронной среде существуют и ряд проблем технического и организационного характера.
Таким образом, образование становится в большей степени ориентированным на потребности общества и экономики, более гибким. Изменяются стимулы к обучению, формы образовательного процесса и его содержание, что непосредственно ведет к изменениям во всей сфере образования, главной целью которого является становление профессионально-компетентного, всесторонне развитого и конкурентоспособного работника.